Домовая роспись.
В наши дни интерес к народной культуре очень велик. Люди возвращаются к корням и хотят знать историю родного края. В своей статье я хочу рассказать о таком явлении в искусстве как домовая роспись. Вы увидите фотографии из Кировского областного краеведческого музея и Историко-краеведческого клуба "Мир". Вот уже не одно десятилетие проходят экспедиции в поисках уцелевших росписей. Представленные работы происходят из Лузского, Подосиновского, Мурашинского районов Кировской области, Кичменгско-Городецкого и Великоустюжского Вологодской (ранее Сольвычегодский, Великоустюжский и Никольский уезды Вологодской губернии и Орловский уезд Вятской губернии). Вятские мастера выполняли росписи в Вологодской, Пермской губерниях, на Урале и Русском Севере. Самая ранняя датированная роспись в собрании музея - 1889 год.

Роспись в крестьянской избе появилась после перехода от так называемых "черных" печей к "белым" (с 17 века получают распространение печи с трубами) и располагалась только в определенных местах. Она украшала главные, наиболее почитаемые места в доме: входную дверь, пространство возле печи (очага), располагалась по периметру собственно избы (красного, переднего угла), на воронцах (полках), матицах, грядках, на киотках (божнице), на шкафах-горках, сундуках.



А - печь.
Б - "голбец" ("голбеч") - короб, отделяющий печь от кута (прихожей), служащий входом в подполье и лазом на полати
- 1- голбечная "заборка" - стена голбца против печи у входной двери,
- 2 - "приступки" - лесенка на полати,
- 3 - голбечная дверь - дверь в подполье,
- 4 - "конник" - припечная доска.
В - "залавок" (шкаф) "под шешком" (шестом)
Г - залавок пристенный
Д - дверь в избу (с "моста", из сеней)
Е - "матица" ("матница") - полаточный брус
Ж - "грядки" - параллельные бруски отделяющие собственно избу от "середи" (кухни), скрыты перегородкой
Народная домовая роспись формировалась под влиянием декоративной религиозной и светской живописи. Расцвет ее приходится на 1880 - 1910 гг.
Одним из излюбленных героев домовых картинок был лев (лёва), часто напоминавший сторожевого пса. Львов помещали в самых главных, пограничных местах: на входной и голбечных дверях, на припечных досках или на залавочных рамах (охраняли печь, очаг).
Народная домовая роспись формировалась под влиянием декоративной религиозной и светской живописи. Расцвет ее приходится на 1880 - 1910 гг.
Одним из излюбленных героев домовых картинок был лев (лёва), часто напоминавший сторожевого пса. Львов помещали в самых главных, пограничных местах: на входной и голбечных дверях, на припечных досках или на залавочных рамах (охраняли печь, очаг).



Непременными персонажами домовой росписи были птицы. Они как и львы охраняли избы, а потому часто располагались рядом со львами или даже вместо их. Среди птиц присутствуют голуби, совы, курочки, филины, галки- воробьи, вороны (грачи-дрозды), кулики-чибисы. При этом только в Вятской губернии сова была положительным образом.


Наиболее редки изображения людей. И конечно в роспиях присутствуют цветы: на деревьях, на ветках, в гирляндах. Растительный орнамент - отображение Дерева жизни и цветущей земли.








Сундучная роспись
В традициях сундучной росписи работает Е.Зашихина. Вот ее сундучки.
Примеры прялок.
К сожалению находятся люди, которые спекулируют на людском интересе к собственной культуре, выдавая свое творчество за традиционное. Например, Галина Устинова решила назвать свои работы "Вятской росписью". Я уже писала в своем БЛОГЕ О НЕЙ.
В феврале 2015 года состоялся художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Кировской области, который постановил запретить Устиновой Г.А. использовать словосочетание "Вятская роспись" в продвижении своих работ, так как ее роспись в корне не соответствует традиции вятской росписи по дереву.
Комментариев нет:
Отправить комментарий