Сейчас читаю книгу А.Гуггенбюль-Крейг "Благо Сатаны. Парадоксы психологии". Сейчас я переосмысливаю отношение к творчеству, и эта книга предлагает мне взгляд психотерапевта-юнгианца на проблему творчества.
Долгое время для меня творчество было рациональным и сознательным актом. Читая Райли "Золотая жила", для меня оставалось непонятным ее заявление насчет божественности, которая творит через нее. И еще сложнее было последовать ее совету "просто поверить" в то, что действует некая третья сила. Сейчас я начала понимать, что именно имела в виду Райли. Для меня стало понятно, что я воспринимала свое творчество через эго. Конечно, при таком положении дел эго будет воспринимать творчество как способ своего укрепления и инфляции, то есть эго будет иметь тенденцию к своему раздутию. Типология Юнга помогла мне рассмотреть, что заслуги эго не являются единственными. Иная неосознаваемая сила действует во мне, эта мысль породила любопытство, теперь я с интересом наблюдаю, что же получится в итоге, в некотором смысле я ослабила вожжи контроля.
Очень познавательной у Гуггенбюля мне увиделась его классификация творческого процесса. Я считаю, что в чистом виде трудно выделить трансцендентного творца, личного и коллективного. В конечном счете в каждом человеке есть эти три составляющие. Разумеется, соотношение этих составляющих может быть разное, что в итоге и отражается в продукте творчества.
Однажды я прочитал о психологическом журнале следующее объявление: «Психологический курс за пять уик-эндов. Как стать творческим, спонтанным и независимым человеком? Посетив наши курсы, вы сможете развить свои творческие способности, обрести спонтанность и стать психологически независимым человеком». Я разозлился. Автор рекламы употреблял слова, набившие оскомину. Как часто слышал я их, когда речь заходила о психологии, и я решил незамедлительно заняться этим вопросом...
...Я предлагаю честно ответить на следующий вопрос: есть ли в действительности основания полагать, что к творчеству предрасположены все люди без исключения?...
...Я хочу выдвинуть следующий постулат: характер и аура произведения искусства в очень незначительной степени связаны с личностью творца... Порой возникает даже ощущение, что художник трудится над воплощением чужого замысла. «Можно сказать лишь то, что та или иная картина является такой, какая она есть, какой она возникла, какой ее задумал Бог», - сказал Пабло Пикассо.
Творчество, по моему глубокому убеждению, всегда безлично и оказывает трансцендентное влияние на личность. Таким образом нам следует вести речь о трансцендентном творчестве; личность художника предстает в этой связи в виде инструмента, имеющего мало точек соприкосновения с материалом произведения.
Я уже указывал на то, что понятие творчества часто воспринимают иначе, и с моей стороны было бы снобизмом не обратить на это внимание. Существуют произведения пациентов, в которых находят выражение их личные проблемы. Однако удовольствие от подобного занятия получают не только пациенты, но и огромное количество других людей, пишущих картины, поющих, музицирующих для себя или для своей семьи, желающих поразить своих друзей или любимого. Сферы приложения творческих способностей человека неисчислимы, творческая энергия оживляет все, к чему бы ни прикоснулась его рука. Знакомые нередко изумляют нас своими талантами, однако созданное ими имеет весьма локальное значение.
Вышеперечисленные занятия можно охарактеризовать как личное творчество в отличие от творчества трансцендентного. Личное творчество широко распространено и , в принципе, возможно для каждого, поскольку, в конце концов, любой человек что-то из себя представляет и обладает узнаваемыми чертами, которые может выразить в своем произведении. И несмотря на то что и в первом, и во втором случае мы употребляем слово «творчество», речь идет о двух разных феноменах, один из которых, говоря по существу, не может носить подобное название. Вероятно, целесообразнее было бы говорить в контексте личного творчества о рефлексии, самовыражении и т. п. Личное творчество имеет важное психологическое значение, но мне не но душе склонность некоторых любителей примерять на себя легендарную мантию трансцендентного творчества. Такая одежда им не по плечу. Степень страдания и сила призвания трансцендентного художника и не снилась рисовальщику-любителю, не выходящему за рамки собственной личности.
Рассмотрим далее третий вид творчества, наиболее ярким выражением которого являются профессии изготовителя больших партий эстампов и кутюрье. Подобные люди могут сделать набросок, создать силуэт, которые будут пользоваться большим спросом и станут модными на несколько лет, У них есть способность предугадывать модную тенденцию. Знаменитые кутюрье отнюдь не всегда выступают в роли законодателей вкуса, нередко они становятся выразителями коллективных веяний, которые указывают на грядущий спрос. Никто не отрицает, что среди кутюрье встречаются действительно трансцендентные художники. Однако чаще всего речь идет о том виде творчества, который можно было бы охарактеризовать как коллективный. Подобный художник в процессе творчества действует с оглядкой на тенденции, наметившиеся в обществе, и успех его напрямую зависит от того, насколько верно он их уловил. В негативном смысле данный вид творчества является истерическим. Подобным образом «творят» многие писатели и психологи, имеющие нюх на модную тему.
Таким образом, нам следует отличать трансцендентное, личное и коллективное творчество. Слово творчество не должно создавать превратное впечатление, что перед нами три одинаковых феномена,— они совершенно разные. К сожалению, многие этого не понимает и смешивают три вида творчества, два из которых присваивают себе лавры трансцендентного творчества.
А.Гуггенбюль-Крейг Благо Сатаны. Парадоксы психологии.
Долгое время для меня творчество было рациональным и сознательным актом. Читая Райли "Золотая жила", для меня оставалось непонятным ее заявление насчет божественности, которая творит через нее. И еще сложнее было последовать ее совету "просто поверить" в то, что действует некая третья сила. Сейчас я начала понимать, что именно имела в виду Райли. Для меня стало понятно, что я воспринимала свое творчество через эго. Конечно, при таком положении дел эго будет воспринимать творчество как способ своего укрепления и инфляции, то есть эго будет иметь тенденцию к своему раздутию. Типология Юнга помогла мне рассмотреть, что заслуги эго не являются единственными. Иная неосознаваемая сила действует во мне, эта мысль породила любопытство, теперь я с интересом наблюдаю, что же получится в итоге, в некотором смысле я ослабила вожжи контроля.
Очень познавательной у Гуггенбюля мне увиделась его классификация творческого процесса. Я считаю, что в чистом виде трудно выделить трансцендентного творца, личного и коллективного. В конечном счете в каждом человеке есть эти три составляющие. Разумеется, соотношение этих составляющих может быть разное, что в итоге и отражается в продукте творчества.
Однажды я прочитал о психологическом журнале следующее объявление: «Психологический курс за пять уик-эндов. Как стать творческим, спонтанным и независимым человеком? Посетив наши курсы, вы сможете развить свои творческие способности, обрести спонтанность и стать психологически независимым человеком». Я разозлился. Автор рекламы употреблял слова, набившие оскомину. Как часто слышал я их, когда речь заходила о психологии, и я решил незамедлительно заняться этим вопросом...
...Я предлагаю честно ответить на следующий вопрос: есть ли в действительности основания полагать, что к творчеству предрасположены все люди без исключения?...
...Я хочу выдвинуть следующий постулат: характер и аура произведения искусства в очень незначительной степени связаны с личностью творца... Порой возникает даже ощущение, что художник трудится над воплощением чужого замысла. «Можно сказать лишь то, что та или иная картина является такой, какая она есть, какой она возникла, какой ее задумал Бог», - сказал Пабло Пикассо.
Творчество, по моему глубокому убеждению, всегда безлично и оказывает трансцендентное влияние на личность. Таким образом нам следует вести речь о трансцендентном творчестве; личность художника предстает в этой связи в виде инструмента, имеющего мало точек соприкосновения с материалом произведения.
Я уже указывал на то, что понятие творчества часто воспринимают иначе, и с моей стороны было бы снобизмом не обратить на это внимание. Существуют произведения пациентов, в которых находят выражение их личные проблемы. Однако удовольствие от подобного занятия получают не только пациенты, но и огромное количество других людей, пишущих картины, поющих, музицирующих для себя или для своей семьи, желающих поразить своих друзей или любимого. Сферы приложения творческих способностей человека неисчислимы, творческая энергия оживляет все, к чему бы ни прикоснулась его рука. Знакомые нередко изумляют нас своими талантами, однако созданное ими имеет весьма локальное значение.
Вышеперечисленные занятия можно охарактеризовать как личное творчество в отличие от творчества трансцендентного. Личное творчество широко распространено и , в принципе, возможно для каждого, поскольку, в конце концов, любой человек что-то из себя представляет и обладает узнаваемыми чертами, которые может выразить в своем произведении. И несмотря на то что и в первом, и во втором случае мы употребляем слово «творчество», речь идет о двух разных феноменах, один из которых, говоря по существу, не может носить подобное название. Вероятно, целесообразнее было бы говорить в контексте личного творчества о рефлексии, самовыражении и т. п. Личное творчество имеет важное психологическое значение, но мне не но душе склонность некоторых любителей примерять на себя легендарную мантию трансцендентного творчества. Такая одежда им не по плечу. Степень страдания и сила призвания трансцендентного художника и не снилась рисовальщику-любителю, не выходящему за рамки собственной личности.
Рассмотрим далее третий вид творчества, наиболее ярким выражением которого являются профессии изготовителя больших партий эстампов и кутюрье. Подобные люди могут сделать набросок, создать силуэт, которые будут пользоваться большим спросом и станут модными на несколько лет, У них есть способность предугадывать модную тенденцию. Знаменитые кутюрье отнюдь не всегда выступают в роли законодателей вкуса, нередко они становятся выразителями коллективных веяний, которые указывают на грядущий спрос. Никто не отрицает, что среди кутюрье встречаются действительно трансцендентные художники. Однако чаще всего речь идет о том виде творчества, который можно было бы охарактеризовать как коллективный. Подобный художник в процессе творчества действует с оглядкой на тенденции, наметившиеся в обществе, и успех его напрямую зависит от того, насколько верно он их уловил. В негативном смысле данный вид творчества является истерическим. Подобным образом «творят» многие писатели и психологи, имеющие нюх на модную тему.
Таким образом, нам следует отличать трансцендентное, личное и коллективное творчество. Слово творчество не должно создавать превратное впечатление, что перед нами три одинаковых феномена,— они совершенно разные. К сожалению, многие этого не понимает и смешивают три вида творчества, два из которых присваивают себе лавры трансцендентного творчества.
А.Гуггенбюль-Крейг Благо Сатаны. Парадоксы психологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий